Каждым родителям хочется поскорее услышать первые слова. На что же они будут похожи? Специалисты утверждают, что, сколько детей, столько и особенностей развития речи. Существует усредненное понятие нормы, критерии отставания в овладении речью, а также опережение нормы.
Родители радуются, когда годовалый малыш уверенно говорит слова и складывает их в простые предложения. Любой форум о детях забит всевозможными хвастливыми статьями, как их чада говорят иностранные слова и выдают философские постулаты или решения сложных примеров, не понимая, что это чистого рода совпадения.
Но подобная развитость таит в себе не меньшую опасность, чем ситуация, когда двухлетний ребенок наотрез отказывается повторять звуки, слоги и слова, все предметы называет по-своему, используя для произношения несколько самых знакомых ему звуков, произносит только один слог или проявляет другие тревожные признаки задержки речевого развития. Задержка речи может привести к дизартрии, отклонениям произношения, исправляемым исключительно логопедами СПБ.
Быстрое же овладение устной речью в последствии может затруднить обучение письму и чтению, так как знакомство со знаковой системой, происходит в более позднем возрасте и трудно корригируется с произносимыми звуками. Такое несоответствие может привести к дислексии – явлению, характеризующемуся нарушениями в письменной речи (пропуск букв, замещение другими буквами, неверное написание задом наперед или справа налево и так далее), а также в проблемах чтения (перепрыгивание со строчки на строчку, чтение наоборот, путаница в звуках).
Исследования показали, что у таких детей очень часто плохо развита мелкая моторика и координация движений. Даже прыжки через скакалку представляют сложность. В профессиональных коррекционных центрах детей учат простым координирующим упражнениям, занимаются с детьми прикладной деятельностью. Лепка, бисер, вышивание, плетение, мозаики, развивая моторику не только совершенствуют письмо, но и улучшают почерк и даже повышают общее интеллектуальное развитие.
В частности, увлечь девочку плетением бисером несложно и дома. Возможность самостоятельно изготовить бижутерию, подарки для подруг и родственников, простота этой деятельности, красота и разнообразие бусинок сделало это увлечение почти повсеместным, а если учесть, что плетение бисером способствует повышению интеллекта, улучшает почерк и борется с дислексией, надо поощрять подобные увлечения всеми способами. Для мальчиков больше подойдет конструирование, выпиливание, выжигание и лепка, плетение из проволоки и склеивание моделей.
Главное не опоздать с возрастом. Мелкая моторика лучше всего развивается с 3 лет и примерно до 10-12. Позднее у ребенка будет все валиться из рук и гораздо труднее будет обучить девушку вязанию и шитью, а мальчика тонкой ручной работе инструментами.