Термин «резорбция корня» используют для описания утраты корневого цемента и (или) дентина в результате деятельности кластных клеток, которые обычно называют одонтокластами. За исключением физиологической резорбции корней молочных зубов при прорезывании постоянных, резорбция корня является патологической и в большинстве случаев ассоциируется с воспалительными реакциями на инфекцию. Резорбция корня также может возникать в результате острой травмы, роста патологических образований (опухолей и кист) и стоматологических манипуляций (например, при реплантации или ортодонтическом перемещении зубов). В зависимости от первичного вовлечения в процесс пульпы или периодонтальной связки с поражением стенок корневого канала либо наружной поверхности корня, соответственно, различают внутреннюю и наружную резорбцию.
Апикальную воспалительную резорбцию корня эндодонтического генеза следует отличать от инвазивной пришеечной резорбции корня, или субэпителиальной наружной резорбции корня. Последняя форма резорбции возникает в результате не пульпита, а пародонтита, но допускается вторичное вовлечение пульпы.
Гистологические признаки апикальной резорбции корня разной интенсивности встречаются почти во всех случаях некроза пульпы и апикального периодонтита. В экспериментах на мышах установлено, что у всех зубов после инфицирования пульпы отмечается резорбция корня. Резорбция корня на фоне апикального периодонтита может сопровождаться обширным разрушением его апикальной части с поражением тканей вблизи апикального отверстия и внутренних стенок канала. В гистологическом исследовании 114 зубов с апикальным периодонтитом Laux и соавт. идентифицировали 30 образцов со значительными дефектами наружной поверхности верхушки корня, а также стенок корневого канала вблизи апикального отверстия. В некоторых случаях резорбция приводила к расширению апикального отверстия, придавая ему воронкообразную форму и ослабляя корень, вплоть до отделения фрагментов дентина и их миграции в прилегающие ткани. При изучении аналогичной выборки верхушек 104 корней с помощью сканирующей электронной микроскопии Vier и Figueiredo во многих случаях обнаруживали резорбцию, форма и выраженность которой соответствовали результатам Laux и соавторы. Корреляция между наличием или протяженностью резорбции и гистологическим типом поражения не установлена.
При развитии апикального периодонтита резорбция корня начинается одновременно с костной резорбцией еще на ранних стадиях воспаления. Наряду с деструкцией периодонтальной связки обнажается корневой цемент, что повышает риск его разрушения кластными клетками. Начавшийся процесс продолжается по мере прогрессирования резорбции корня, но при этом, аналогично травматической резорбции, можно выделить обратимый и прогрессирующий тип. Следовательно, при гистологическом исследовании препаратов есть возможность одновременно выявить участки активной резорбции, а также частично либо целиком заполненные корневым цементом резорбционные дефекты. Остается неясным, почему при наличии тех же причинных факторов деструкция тканей становится обширной в одних случаях и отсутствует в других.
Резорбция корня, которая существенно изменяет его форму, определяется рентгенологически. При отсутствии заметного укорочения корня, но наличии обширных зон разрежения на разных участках корня рентгенологически различают внутреннюю и наружную резорбцию. При сохранении контура корневого канала над областью разрежения резорбция является наружной. Резкое прерывание контура канала в области дефекта характерно для внутренней резорбции.
Рентгенологическая идентификация мелких очагов резорбции затруднена. Laux и соавторы сравнили рентгенологическую и гистологическую картину при апикальном периодонтите. Рентгенологические признаки апикальной воспалительной резорбции корня отмечались только у 19% зубов, в то время как гистологически апикальная резорбция наблюдалась в 81% препаратов. Рентгенологический и гистологический диагноз резорбции совпал лишь в 7% случаев. По заключению авторов, рутинно выполняемая в клинической практике прицельная рентгенография не позволяет выявить резорбцию корня на фоне апикального периодонтита.
Деформация верхушки корня в результате резорбции значительно затрудняет проведение эндодонтических манипуляций. В подобных случаях точно определить истинную протяженность резорбции корня рентгенологически невозможно. Косвенным клиническим признаком может быть продолжительное кровотечение во время инструментальной обработки апикального отдела. При этом перед клиницистом встает непростой выбор между ограничением рабочей длины уровнем кровоточащей ткани и удалением последней. При обширной резорбции любая попытка удалить апикальные мягкие ткани будет бессмысленной, а эффективность электронных апекслокаторов в таких ситуациях сомнительна.
Кроме того, иссечение тканей в попытке приблизиться к апикальному отверстию может легко привести к выведению инструментов за пределы корня. Cotti и соавт. описали обширную резорбцию корня второго моляра нижней челюсти, напоминающую незавершенное формирование корня, у пациента 20 лет. В этом случае инструментальная обработка до уровня резорбции с наложением повязки гидроксида кальция позволила добиться успешного результата, однако для подтверждения эффективности данного метода необходимы дальнейшие исследования.
При внутренней или наружной резорбции зуба, подлежащего восстановлению, проводят эндодонтическое лечение, цель которого заключается в устранении причин перирадикулярного воспаления, что ведет к снижению активности кластных клеток и способствует заживлению.