Вплинути на свій емоційний стан і стан дитини можна за допомогою спеціально розроблених психологами і фізіологами вправ. Коли людина відчуває будь-які емоції, їх зазвичай можна виявити за її мімікою. Крім м'язів обличчя, змінюється також тонус і в інших м'язах тіла. Тільки це не так помітно. Але спостережлива людина може по ході, фигурой и по некоторым другим внешним признакам определить, в каком настроении находится человек.
Научившись регулировать тонус мышц, научившись расслабляться, мы получим некоторую власть над своими эмоциями. так, контролируя напряжение своих мышц, мы контролируем свои эмоции. Справа в тому, что тонус мышц напрямую связан с активностью мозга, поэтому, расслабив почти все свои мышцы, мы снижаем эту активность и предоставляем мозга возможность отдохнуть и восстановить свои силы. Релаксация – это универсальный процесс восстановления не только мышц, но и нервной системы.
Релаксационные техники для младших школьников
Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение этих упражнений делает ребенка более спокойной, уравновешенной, а также позволяет ребенку лучше понять свои чувства. , В результате ребенок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровный эмоциональное состояние.
Особую актуальность приобретает проблема познания глубинно-психологических аспектов психики, связанных с закономерностями функционирования бессознательной сферы, которые детерминируют поведение субъекта. Веса в данном контексте приобретает категория психологических защит. Именно психологические защиты поддерживают субъективное ощущение целостности личности и одновременно приводят к стабилизации внутренних неосознаваемых противоречий, снижая тем самым психологическую защищенность человека. Необходима разработка соответствующих методов, адекватных исследованию психики в ее сознательных и бессознательных проявлениях, которые бы позволили познавать психологические защиты. Важно сформировать инструментария изучения системных характеристик защит в их базовых и ситуативных формах (Т. Яценко). Познание защитной системы психики расширяет возможности психокоррекции.
Приоритетным является системный подход к пониманию защит в связи с необходимостью преодоления дисфункций психики субъекта, порожденных действием психологических защит. Система психологических защит – одно из центральных образований психики, которое долгое время рассматривался учеными (А. Адлер, Ф. Бассин, Р. Урсано, А. Фрейд, З. Фрейд) как положительное явление, защищает от эмоционального напряжения.
Исследования в рамках психологически динамической теории позволяют утверждать, что система психологических защит имеет инфантильное подоплеку и требует глубинно-психологического познания. Метод активного социально-психологического обучения (АСПО) обеспечивает целостное включение субъекта в психокоррекционных процесс, открывающий возможности познания системной организации психики, в частности упорядоченность защитной системы в единстве когнитивных, эмоциональных, поведенческих составляющих. Применение психоанализа комплекса тематических рисунков, наиболее соответствует задачам выявления системных характеристик защит субъекта учитывая возможность интеграции вербальной (диалогической) взаимодействия с рисуночная-образной продукцией с символическим содержанием. Вышеупомянутый прием имеет психокоррекционных эффект в сочетании с диагностико-исследовательскими целями.