Site icon Семья и Здоровье

Основные логопедические проблемы у дошкольников

Речь – одно из главных средств коммуникации и от ее развития всецело зависит, как ребенок будет себя чувствовать в обществе, какие у него будут успехи в дошкольных учреждениях, насколько высока будет самооценка и желание общаться со сверстниками.

Сколько слов должен говорить ребенок?

В норме ребенок к полутора годам произносит основные слова необходимые для общения в кругу семьи. Таких слов может быть от 10 и до 200, в основном однослоговые — мама, баба, папа, на, дай или двух слоговые – каша, гулять и т.д. К 2-2,5 годам речь ребенка становиться все более насыщенная, появляются новые слова, и даже словосочетания, которые постепенно переходят во фразы. Хорошо, когда ребенок эмоционально окрашивает свою речь, произносит с вопросительной или утвердительной интонацией. К 3-4 годам ребенок может пересказать увлекательную историю, а его словарный запас насчитывает 2000 и более слов.

Такими показателями, к сожалению, могут похвастаться не все малышы ведь, из-за психологических факторов, физических особенностей у детей часто возникают логопедические проблемы, мешающие им в учебе и общении.

Логопедические проблемы

Среди наиболее встречающихся логопедических проблем у дошкольников можно выделить следующие группы:

Нарушение звукопроизношения

Речь детей в период ее развития и формирования нередко сопровождается нарушением звукопроизношения, в особенности это касается свистящих, шипящих звуков, а так же «р» и «л». Замещение сложных для неразвитого речевого аппарата звуков на более простые допустима в возрасте 4-5 лет и корректируется упражнениями, направленными на развитие артикуляции – различные цоканья, надувания щек, и другие упражнения на развитие речевого аппарата. Кроме того не подающийся звук репетируют для закрепления его в речи. Для начала звук произносят с ребенком отдельно, потом в сочетании с другими звуками и только после этого вводят в речь.

Так же возможно неправильное произношение из- за недоразвития фонематического слуха. Ребенок слышит слова неправильно и произносит их так же. Для развития фонематического слуха проводят упражнения следующего характера — ребенок садиться лицом к стене, а педагог предлагает ему распознать различные звуки, шум улицы, льющуюся воду, шелест бумаги. Родителям в общении с ребенком необходимо четко произносить слова, не заглатывая их окончания.

Общее недоразвитие речи

Ребенок часто путает окончания слов, не может связать их в предложение, путает предлоги и времена. Такая проблема часто встречается у детей с педагогической запущенностью. Ребенок, с которым не занимались, не разговаривали, спрашивая, не дослушивали ответ до конца, не может правильно построить предложения, так как не имеет практики в этом. Еще одной причиной могут быть нарушения мозговой деятельности в результате родовых травм или кислородного голодания. Таким детям трудно приходиться в школе, ведь все логопедические проблемы переходят в грамматические, перестановка окончаний местами имеет название аграмматизм и часто встречается у детей с недоразвитием речи.

Для решения этой проблемы ребенку необходимо больше общаться, вести диалог, отвечать на вопросы. К сожалению, то, что трехлетний малыш схватывает на лету, 6-7 летнему будет даваться не без усилий.

Задержка развития речи

Отсутствие речи к трем годам при общей благоприятной картине развития ребенка является патологией и называется алалия. Причиной такой задержки может быть нарушение работы речевых зон головного мозга в результате родовых травм, закрытых черепно-мозговых травм, обвития пуповиной, менингит. К отсутствию речи прибавляются такие симптомы как, нарушенная координация, отсутствие внимания, отсутствие ритма. Для лечения любых видов алалии, будь то моторная, сенсорная или смешанная, применяют микротоковую рефлексотерапию, занятия с логопедом, медикаментозное лечение.

Заикание

Проблема заикания чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, когда речевой аппарат не развит до конца, а нервная система слаба, ребенок впечатлителен. Заикание проявляется как нарушение темпа речи, остановки в середине или в конце слова, повторение слогов. Причины могут быть как физические – заболевания, судороги, так и психологические – испуг, потрясение. Как правило, малыш вначале замолкает, период молчания может длиться от часа до суток, а затем говорить, но уже с дефектами в произношении. Излечить ребенка от заикания полностью нельзя, рано или поздно в момент особого волнения дефект произношения обнаруживает себя, но все, же помочь можно при занятиях с логопедом, психологом.

Exit mobile version