Механизмы индивидуальной психокоррекции ребенка

note4904Механизмы индивидуальной психокоррекции методы индивидуального психокоррекционной влияния, основные стадии индивидуальной психологической коррекции, разработаны методики психологической помощи, направленные на выявление и осознание жизненных проблем и достижения положительных изменений в нравственном становлении личности школьника.

Постановка проблемы. В процессе изучения нравственного развития школьника необходимо исследовать влияние индивидуальной психокоррекции на его нравственное становление.

Важные проблемы индивидуальной психокоррекции основательно исследовали ведущие направления зарубежной и отечественной психологической мысли: психоанализ 3. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, клиент-центрированная терапия К. Роджерса, логотерапии В. Франкла, гештальт-терапия Ф.Перлза, трансактный анализ Э. Берна .

Формулирование целей статьи (постановка задачи). Целью исследования является постижение влияния индивидуальной психокоррекции на процесс нравственного становления личности школьника. Условия индивидуальной психокоррекции:

  1. Добровольное согласие на получение помощи.
  2. Доверие школьника психологу.
  3. Активность школьника и его творчески-исследовательское отношение к личностных проблем.
  4. Право ученика принимать или не принимать оказанную помощь.
  5. Право школьника самому решать вопрос в своей жизни.

Методы индивидуального психокоррекционной влияния:

1. Убеждение используется в работе со школьниками, у которых достаточно развита сила воли, высокий уровень интеллектуального развития и способности самостоятельно справиться со своими проблемами.
Психолог применяет следующие приемы:

  • Выясняет личностное отношение ученика к психологическим и поведенческим проблемам, которые его беспокоят. Во-первых, психолог выясняет взгляд школьника на проблему. Зная взгляд ребенка на определенную ситуацию, легче подобрать наиболее влиятельные и убедительные аргументы и факты персонально для него;
  • Исходя из того, что в понимании своей проблемы школьник прав, с ним обсуждаются различные взгляды на проблему. Психолог не отрицает возможную правоту ученика, не пытается полностью его убедить, приглашает его выслушать и взвесить разные взгляды и оценки;
  • Школьнику предлагается самостоятельно принять решение, каким рекомендациям следовать, каким — нет;
  • Психолог разделяет проблему на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия ученика с теми ответами на вопросы, которые хочет получить сам. Предлагается техника «психологического поглаживания». Она заключается в том, что необходимо поставить ряд вопросов, на которые школьник ответит «Да», затем несколько вопросов, на которые он ответит «Может быть», а затем перейти к вопросам, на которые ученик сначала готов был ответить «Нет», а под влиянием ответов «Да» и «Может быть» отвечает не категорически, а более благоразумно и толерантно.

  2. Внушение — это более простой, но для школьника менее эффективный способ воздействия, при котором не задействована его воля. При внушении очень быстро достигается результат, но это влияние, основанное на внушении, и исчезает довольно быстро. В его основе лежит механизм прямого воздействия психолога на подсознание ученика, на использование не только ума, но и чувств, эмоций.
3. Психологическое консультирование. Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь школьнику разобраться со своими проблемами и вместе с ним найти оптимальные и эффективные пути решения определенной, иногда довольно сложной жизненной ситуации. Имеющиеся правила и установки, которые позволяют психологу структурировать процесс индивидуальной психокоррекции и делают ее более эффективной:
1) нет двух одинаковых школьников и ситуаций психокоррекции;
2) в процессе коррекции психолог и школьник постоянно меняются в соответствии с их отношений;
3) лучшим экспертом собственных проблем является ученик, поэтому именно ему следует принять на себя ответственность за решение их;
4) в процессе коррекции чувство безопасности школьника важнее, чем определенные требования психолога;
5) психолог должен не забывать, что он не может полностью отвечать за ребенка, его жизнь, проблемы и трудности;
6) не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой коррекционной встречи, потому что самоизменение требует много усилий, не всегда завершаются успехом;
7) психолог ответственный за соблюдение правил этики и работает на благо школьника;
8) для обеспечения решения каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но не может быть единого лучшего подхода;
9) некоторые проблемы не могут быть решены, психолог должен помочь ученику понять, осознать и принять неизбежность и судьбоносность определенной жизненной ситуации;
10) эффективность коррекции необходимо понять как качественную характеристику процесса, который выполняется вместе со школьником, а не вместо него, и является чрезвычайно важным в ходе нравственного становления школьника.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика