Асноўныя катэгорыі і паняцці тэмы: тэхніка, ўмяшанне (ўмяшанне), тэрапеўтычнае ўмяшанне, крызісная інтэрвенцыя, цели применения техник ПК, принципы применения техник ПК, виды техник психологического консультирования (перефразирование, отражение чувств клиента, прояснения и повторение, отражение собственных чувств, прояснения проблемной ситуации, открытых и закрытых вопросов, конфронтации, парадоксальной реакции, информирования и рекомендаций, поощрения, убеждения, интерпретации и суммирования), актуальные чувства клиента, жизненный опыт, эмоциональное возбуждение, доверие, актуальный (для клиента) содержание высказываний, контакт (фокус внимания консультанта ), уровень напряженности, ощущение давления, страх, боль, спачуванне, скука, раздражение, гнев, грусть, обида
Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.
Психокоррекционная группа – это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного обучения, самораскрытия. Это взаимодействие “здесь и сейчас”, при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.
Среди коррекционных групп выделяют группы для решения проблем, для обучения межличностным отношениям, рост (самосовершенствования).
Психокоррекционные группы могут быть центрированы преимущественно на руководителя (группы тренинга умений) или на ее членах (группы встреч). Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т.д.), а также формой и содержанием предполагаемой психокоррекционной работы. Противопоказанием для групповой психокоррекционной работы является низкий интеллект клиента.
Наряду с другими методами, групповая психокоррекция применяется в рамках различных теоретических ориентации, определяющих в каждом конкретном случае конкретные цели и задачи; содержательную сторону и интенсивность процессов; тактику психолога; основные психологические мишени выбор методических приемов.Все эти переменные во многом определяются также специфическими проблемами клиентов, участвующих в коррекционной работы.
В качестве самостоятельного направления групповая психокоррекция выступает лишь в том смысле, что рассматривает клиента в социально-психологическом плане, в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы коррекционного процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематики, но и на индивиде в совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром.
Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где клиент обнаруживает те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей клиенту адекватно и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, которые проявляются в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимной принятия. Групповая психокоррекция в контексте развития практической психологии
Понятие о психокоррекции
Псіхакарэкцыя – это один из видов оказания психологической помощи. Ее осуществляет психолог или психотерапевт, который имеет базовое психологическое образование. Коррекция дословно означает «исправления», «внесение поправок» и касается тех психологических феноменов, которые являются нефункциональными или препятствуют психологическому развитию и функционированию.
Псіхакарэкцыя – это система действий, направленных на исправление недостатков эмоционального, интеллектуального и поведенческого аспектов личности с помощью специальных средств психологического воздействия. гэта – психозамена устоявшихся характеристик субъекта, стабилизированных в процессе жизнедеятельности, имеет целью актуализации внутреннего потенциала “Я” субъекта; путь анализа целостных явлений психики в единстве сознательного и бессознательного аспектов психики субъекта.
Психокоррекция способствует раскрытию внутреннего потенциала субъекта, латентных возможностей и ресурсов его психики. Это «к воспитанию», «доразвитию» субъекта. Корректируют инфантильность, которая сказывается на задержке психического развития и несовпадения с высоким уровнем интеллектуального развития субъекта (отставание воли и чувств от ума).
Граница между нормой и патологией довольно прозрачная, непостоянна. Психтичные и невротические расстройства той или иной степени представлены у здоровых людей (сновидения, угрызения совести, противоречия и непоследовательность в поведении).
Психокоррекции подлежат явления, обладающих статичность, неизменность, фиксированность. Но эти психологические явления не должны иметь органической основы (поражение головного мозга) и не должны сформироваться столь рано, что в дальнейшем практически не меняется (сила нервной системы, степень подвижности нервных процессов).
Особенности психокоррекции:
- подлежат только здоровые люди, которые имеют определенные психологические трудности и способны к самоанализу и прогрессивных самоизменения;
- ориентирована на развитие здоровой части личности, ее потенциала;
- чаще ориентирована на настоящее и будущее;
- ориентирована на среднюю продолжительность встреч (длиннее консультацию, но короче психотерапию).
Психокоррекция направлена на преодоление определенных психических расстройств, существенно влияющих на деформацию личности, искажения в восприятие объективной реальности. искажение информации в восприятии себя и других сказывается на степени психологического неблагополучия. Для восстановления полноценного функционирования используют долговременные процедуры (психотерапия).
Психокоррекция ориентирована на незначительные изменения, на развитие и формирование отсутствующих и недостаточно развитых качеств личности. Объектами психокоррекции могут быть личность, семья, группа.
Формы психокоррекционной работы
В зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи применяются две основные формы психокоррекционной работы: индивидуальная и групповая.
В случае индивидуальной психокоррекции психолог работает с клиентом один на один, без присутствия посторонних лиц. В противном случае он работает с группой клиентов, взаимодействующих не только с психологом, но и друг с другом.
Индивидуальная работа применяется в тех случаях, когда из-за личностные или социальные причины (горе, интимные проблемы, статус клиента) использование групповой формы психологической помощи невозможно. Ее применяют, когда у клиента имеется сильная тревожность, застенчивость, неуверенность в себе, страхи, потеря смысла жизни, проблема недостаточного осознания себя, выраженная флегматичность мышления, заторможенность реакций, а также когда участие в групповой работе нежелательна (выраженная возбудимость, эмоциональная нестабильность , недостаточный уровень нравственного развития).
Преимуществом индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, по своим результатам бывает глубже. В ней лучше раскрываются индивидуальные особенности, помогает снять коммуникативные барьеры.
Групповая психокоррекция целесообразна при решении проблем межличностного характера, когда содержание работы требует учебной деятельности, социальной поддержки. Преимущество в том, что получается широкий обратная связь, происходит апробация приобретенных навыков общения, отрабатывается альтернативные формы поведения и социальное взаимодействие.Может быть комбинированная работа, поэтапная, поочередная – индивидуальная и групповая.
Психокоррекция и гармонизация личности
Личностная психокоррекция предполагает гармонизацию личности (ее структурных частей), что приводит к нивелированию внутренних зажимов, деформаций, препятствующих эффективной коммуникации.
Эта задача реализуется благодаря тому, что психокоррекционная работа обеспечивает условия для оптимальных человеческих отношений, якія, очевидно, не было в опыте человека. Фактически человек с проблемой не способна к дальнейшему возрастного психического развития, останавливается в нем, зажимается в психологических защитах против нового жизненного опыта. Субъект егоцентруеться вместо того, чтобы стремиться к кооперации с другими лицами.
Гармонизация личности предполагает преодоление внутренних сопротивлений, которые скрывают комплексы. Особенно это характерно для самым психологам, которые пытаются в профессиональной деятельности компенсировать свои проблемы, увидеть людей хуже себя. Поэтому самым психолога следует пройти психокоррекции. Психолог должен научиться работать с материалом собственного бессознательного. Это достигается путем интуитивного проникновения на территорию бессознательного, рефлексии.
За последние полвека произошел поворот от изучения невротической личности к здоровой, выдающейся. Психологическая помощь была направлена на получение эмоционального благополучия, самореализации, самоактуализации, развития собственных ресурсов, конгруэнтности. Человек должен быть обращена к реализации своих интересов, но в сотрудничестве с другими людьми. То есть избегать манипулирования, эксплуатации других людей. Она воспринимает рациональную критику, не обижается.
Социально успешный человек психологически зрелой, творчески воспринимает жизнь, способна творить внутренний и внешний мир благодаря своей спонтанной активности собственных психических сил, имеет перспективный и объективный взгляд на реальность, предусматривающий освобождение от внутренних деструкции. Собственно это обретение внутренней целостности, единства мыслей, чувств и воли, открытости к новому опыту. Высвобождение психической энергии бессознательного в результате психоанализа должно пойти на сублимацию, профессиональную самореализацию.
Специфика групповой формы психокоррекции
Виды групповых форм психокоррекции
Групповая психокоррекция требует тщательной подготовки и организации. Комната должна быть уютной (не отвлекаться на посторонние звуки), достаточно освещенной (видеть друг друга), со свежим воздухом (чтобы не заснуть из-за нехватки кислорода).
Виды групповых форм психокоррекции:
- Тренинговые группы (Т-группы). Направлена на изучение и овладение межличностными отношениями и самосовершенствования, чувствительность к чужим проблемам. Начал К. Левин. Далее делились на группы развития коммуникативных навыков и умений (подготовка руководителей, деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи, брака), группы сенситивности (ориентированные на самосовершенствование и рост личности).
- Социально-психологический тренинг. Это групповая работа, направленная на повышение психологической компетентности участников общения, коррекция установок, необходимых для успешного общения, развитие способностей адекватно воспринимать окружающих, анализировать ситуации группового взаимодействия, коррекция глубинных образований личности, решение проблем.
Группы составляют 8-12 чалавек, работают по 30-50 гадзін. Основные методические приемы: групповая дискуссия, ролевая игра, невербальные упражнения. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Обычно составляются программы для развития коммуникативных умений для конкретных профессиональных умений. По сути это поведенческий тренинг. Включают следующие умения:
1) описывать поведение своего партнера (без анализа мотивов поведения и образы)
2) осуществлять коммуникацию чувств (умение ясно сообщить о своих чувствах, поскольку внешний вид и жесты этом не всегда способствуют)
3) активно слушать (емпатийнои слушания, сообщение о чувствах другого); 4) вступать в конфронтацию (осознание, анализ и изменение межличностных отношений).
Практически все существующие теоретические направления психологии XX в. так или иначе использовали групповые формы и внесли определенный вклад в развитие групповой психокоррекции. Особое место в этом ряду принадлежит психоаналитическому и гуманистическому направлениям. так, А. Адлер обратил внимание на значение социального окружения в проявлении нарушений у клиента. Он считал, что группа представляет собой соответствующий контекст для выявления эмоциональных нарушений и их коррекции. Считая, что источник конфликтов и трудностей клиента в неправильной системе его ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа не только может формировать взгляды и суждения, но помогает их модифицировать.
Существенный вклад в развитие групповой психокоррекции внес основатель психодрамы Д. Морено, которому приписывают и введение самого термина “групповая психокоррекция”. Среди представителей гуманистического направления особое место занимает К. Роджерс. Выделяя в качестве основных переменных психокоррекционной процесса эмпатию (безусловное положительное принятие) и аутентичность, Роджерс придавал большое значение групповым формам работы, считая, что психолог в них является моделью для участников группы, способствуя тем самым устранению тревоги и развития самораскрытия, отношения, складывающиеся между участниками группы, могут создавать оптимальные условия для психологических изменений.