В настоящее время во многих компаниях, особенно крупных, работа становится все более системной. Буквально каждый шаг сотрудника прописывается в многочисленных должностных инструкциях, абсолютно четко описываются алгоритмы его действий в той или иной ситуации.
Это безусловно имеет плюсы — работа упорядочена, все на своих местах, каждый знает, что ему делать.
Однако возведение этой системности в абсолют, доведение следования ней до абсурда иногда приводит к нежелательным последствиям.
Как безошибочно выбрать свой идеальный парфюм
Система становится самоцелью, затмевающей конечную цель деятельности компании.
Пример. Директор филиала – крайне педантичный, внимательный к мелочам человек, ценящий идеальный порядок, неукоснительное следование инструкциям. Рабочий день в компании начинается в 8.00.
Узнайте! Что такое нарколепсия и как лечить?
Один из сотрудников прибыл на рабочее место в 8.02. Директор проследил за этим лично, либо ему доложили… Следует долгий выговор со стороны начальства подчиненному, жесткая критика. Каков результат?
Сотрудник уже в начале рабочего дня минимум наполовину демотивирован.
Желание работать, должным образом выполнять свои обязанности значительно поубавилось. Положительно ли это повлияет на качество его работы? Ответ однозначно негативный. А теперь подумаем, что более страшно для предприятия? Опоздание сотрудника на две минуты или полухалатное отношение его к работе в течение восьми часов рабочего дня? Не лучше ли руководителю сосредоточить внимание на надлежащее выполнение в срок подчиненным своих прямых обязанностей? Ответы на эти вопросы слишком очевидны, чтобы их давать. Такім чынам, занимаясь мелкими нюансами дисциплины, директор упускает главное — блуждает в трех соснах, не видя за ними леса. Хотя…
Говорит ли это лишь о его неспособности определять приоритетность тех или иных моментов на работе? Вряд ли. Как показывает опять же практика, подобная мелочность свидетельствует зачастую о полной некомпетентности руководителя в действительно важных рабочих вопросах. Не умея больше ничего делать, человек занимается второстепенными формальными вопросами. Но это уже другая история.
Такім чынам, следует понять, что должностные инструкции — средство, но не цель. Конечной целью деятельности любого предприятия, как говорит наука «Экономика», является получение прибыли. И успешность деятельности предприятия зависит от того, насколько каждый сотрудник понимает эту цель работает ради нее.
Высшее руководство компании должно это понимать и давать именно такую установку подчиненным, начиная с исполнительных директоров. Правила системы зачастую помогают в достижении этой цели, но иногда становятся на пути ее. Здесь самое ценное, что может быть в сотруднике — гибкость. Выражается она в понимании того, что из любых правил могут быть исключения.